пʼятниця, 2 жовтня 2015 р.

Традиционно имею желание увековечить на страницах своего блога вдохновляющую историю от Александра Орлова

Добрый день,
Пару недель назад со мной приключилась поучительная история. Год назад мой старший сын пошел в кружок. Это известный кружок в Питере, его закончили десятки победителей международных олимпиад, многие из которых потом стали докторами наук и оставили мощный след в науке. Я в этот кружок тоже когда-то ходил, следа в науке не оставил, на олимпиадах чуть-чуть последил, и тешу себя надеждой, что как-то развил мозг. :)
У всего кружковского движения есть главный основатель и неизменный руководитель. Человек умнейший, но при этом реально строгий. Но справедливый.
Так вот история. У старшего в день кружка прихватило живот, пришлось оставить его дома. По правилам об этом надо написать е-мэйл лично главному руководителю. Нет проблем, пишу е-мэйл: мол, так и так, Ваня заболел.
В ответ получаю такое письмо:
Сегодня нужно было принести заявление о занятиях в кружке в этом году. Заявления нет. Отчисляем?
Срочно пишу ответ:
Заявление у меня на руках. Готов его подвезти в любое время в любое место.
Казалось бы инцидент исчерпан? Не все так просто. Через какое-то время приходит ответ:
Мы сформировали группы по имеющимся заявлениям. Люди, не уважающие наши правила, не требуются.
Чего там скрывать, я закипел от несправедливости. Ребенок год отходил в кружок, честно решал задачи, старался. Какого фига?!
Можно ли было гордо развернуться и уйти? Конечно. Более того, это можно сделать в любой момент. Меня остановило 3 мысли:
1. Старшему кружок нравится, у него получается и хочется, чтобы он туда продолжил ходить. Довольно глупо будет из-за собственных обид и эмоций лишить ребенка того, что ему нравится.
2. Это реально лучший кружок в городе, а возможно, и стране. По результатам.
3. Очевидно я что-то делаю не так, если получаю такие ответы.
Дальше началась большая переписка. Дня на три. Где обсуждается все, что только можно, включая принципы справедливости и то, какой лично я руководитель. Неоднократно подчеркивалось, что люди, не уважающие правила кружка, не нужны. Что выяснилось в итоге:
Главный руководитель воспринял эту ситуация как намеренное нарушение принципов и правил работы кружка. Ребенок заболел, но родители были здоровы. Значит, заявление должно быть привезено. То, что его не привезли — намеренное нарушение правил кружка. Задача руководителя кружка — карать за такое поведение. И с этой точки зрения его поведение абсолютно оправдано. Он прав.
Кончилось все тем, что я открыто признал, что у меня нет права определять правила кружка, заявление я привезу, и такая ситуация больше не повторится. Обратите внимание, в своем первом письме я честно забыл пообещать не повторение ситуации. Допускаю, что это и спровоцировало всю дискуссию.
Из этой истории мы с вами можем сделать 4 вывода:
1. Если вам прямо не отказывают, то обычно это означает приглашение к диалогу. (Впрочем, если отказывают, то попробовать все равно стоит. :))
2. Важно понимать базовые принципы конструктивного общения, и почему люди уходят в неконструктив на ваши казалось бы умелые аргументы.
3. Нужно внимательно читать и слушать. Если вам пишут: «люди, не уважающие правила нашей организации, не требуются», то не надо предпринимать пять попыток, чтобы понять смысл: «Я хочу, чтобы вы уважали правила нашей организации».
4. Не стоит быть слишком самоуверенным и считать себя экспертом по переговорам. Жизнь может в любой момент тебя проверить, и здесь неплохо бы включить голову. :)

Немає коментарів:

Дописати коментар