THE WHEEL OF SATVA
Еще немного о тамасе, раджасе и саттве
Из блога Сафронова :
учение о гунах излагает, например, "Анугита" (XIV, 39, 1 и сл.).
"Нельзя говорить о гунах вотдельности о каждой:
Нерасторжимы гуны: саттва, раджас, тамас;
Они одно из другого исходят, одно в другом пребывая;
Друг друга поддерживают, друг за другом вращаясь;
Поскольку саттва вращается,постольку и раджас – в этом нет сомнения.
Поскольку говорится о тамасе и саттве, постольку о раджасе также.
Неразлучные спутники, они совместно совершают дорогу;
Совместно они вращаются, как причина и не-причина".
Нерасторжимы гуны: саттва, раджас, тамас;
Они одно из другого исходят, одно в другом пребывая;
Друг друга поддерживают, друг за другом вращаясь;
Поскольку саттва вращается,постольку и раджас – в этом нет сомнения.
Поскольку говорится о тамасе и саттве, постольку о раджасе также.
Неразлучные спутники, они совместно совершают дорогу;
Совместно они вращаются, как причина и не-причина".
Идея об иерархичности гун, остается, таким образом, неким пережитком от более архаичных пластов мифологии.
Зная разные группы метафор, описывающие саттву, раджас и тамас, попробуем подобрать некоторую обобщающую метафору или аналогию, которая учитывала бы и иерархичность и относительность гун, а также вбирала в себя все известные на данный момент описания. Как ни странно, но наиболее удачной является естественно научная «энергетическая» метафора.
А именно: саттву можно соотнести с потенциальной энергией системы, раджас – кинетической, а тамас – с отсутствием энергии вовсе.
Такая метафора, согласуется с физиологическими описаниями, и интуитивно легко иерархизируется по оси "верх-низ". Действительно, камень, висящий вверху, обладает максимальной потенциальной энергией (саттвой), при падении потенциальная энергия переходит в кинетическую, а упавший камень энергией более не обладает (тамас). Но относительно других предметов, лежащих ниже (например на более низких этажах здания) этот упавший на пол камень по-прежнему обладает возможностью падения, т.е. большей саттвой.. Также в другой системе отсчета, движущейся относительно камня, он обладает и кинетической энергией, поэтому качества саттвы, раджаса и тамаса не абсолютны, а взаимопереходят в друг друга. Конечно, принципа относительности древние индусы не знали, но достаточной диалектичностью мышления они обладали и имели достаточное количество наблюдений в разных сферах. Например: семечко, обладая потенцией к выращиванию растения – саттвично, бурно цветущее растение – раджастично, в упавший с него подгнивший плод – тамасичен. Но именно этот плод имеет в себе новое семечко. Гуны опять «вращаются в гунах».
Другой пример: наполненное дождевой влагой облако саттвично, дождь раджастичен, а влага на земле – тамасична, но одновременно саттвична, поскольку содержит возможность для появления нового облака, да и нового урожая. Секс раджастичен, но он же несет возможность (саттва) зарождения новой жизни, и отключение осозанности (тамас). И так далее…
Немає коментарів:
Дописати коментар